fbpx
  • Обзор книги “Секреты фасилитации. Smart руководство по работе с группами” Майкл Вилкинсон

    Обзор книги “Секреты фасилитации. Smart руководство по работе с группами” Майкл Вилкинсон

Обзор книги “Секреты фасилитации. Smart руководство по работе с группами” Майкл Вилкинсон

Название: Секреты фасилитации. Smart руководство по работе с группами

Автор: Майкл Вилкинсон

Год выпуска: 2019

Издательство: Альпина Паблишер

Количество страниц: 514 страниц

Для кого: для всех, у кого есть необходимость собирать и проводить совещания.

 

Структура книги: 17 глав по 7-10 подразделов. Каждая глава посвящена либо конкретному этапу проведения фасилитационной сессии, либо особенностям работы с нестандартными сессиями и ситуациями. В конце книги удобно собраны 70 секретов фасилитации, которые формулируются в процессе работы с книгой.

 

О чем в 3‑х предложениях: по большому счету это справочник, который содержит описание, подробный разбор и чеклисты по всем стадиям фасилитационной сессии. В книге описаны все нюансы, возникающие на каждом этапе работы, нНачиная от процесса интервьюрования заказчиков сессии и заканчивая особенностями ведения записей. Книга поможет более системно подходить к подготовке фасилитационных сессий и, наверняка, подкинет пару идей по процессу и особенностям их проведения.

 

Характеристика: книга вполне может стать настольной и для начинающих специалистов, которые только осваивают особенности работы с группами, и для опытных фасилитаторов. Как добиться от группы результата, как погасить негативное поведение, как правильно спланировать и направить работу, как работать с большими группами и фасилитировать, например, конференции. В книге миллион ответов на миллион вопросов и, что приятно, книга очень практическая. Отдельно хочется отметить, что, несмотря на опыт и заслуги автора, в книге вообще не встречаются пассажи в виде “Помню, проводили мы сессию в CocaCola”. Наоборот, весь материал очень практический и вся книга строится вокруг одного сквозного примера. Это очень удобно для наглядности и обучения.

 

Об авторе: Майкл Вилкинсон основатель америансокй компании The Facilitation Company, которая занимается тренингами и проведением сессий для клиентов. За свою карьеру провел более 500 сессий в более чем 100 государственных и частных компаниях. Автор – практик и это ощущается в самой книге большим количеством деталей и нюансов.

 

Почему E5 обратило внимание на эту книгу: в процессе нашей консалтинговой деятельности наши эксперты часто проводят фасилитационные сессии. Более того, процесс обучения и проведения тренингов тоже содержит много элементов фасилитации, поэтому мы следим за новинками и ознакамливаемся практически со всеми доступными материалами по теме. Эта книга действительно стала для нас находкой – мало воды, много практики, понятная структура – все как мы в Е5 любим. Книгу однозначно рекомендуем и желаем всем стать супер-фасилитаторами.

 

Что мы в Е5 считаем самым важным: как мы писали выше, в книге детально разбираются все аспекты подготовки и проведения совещаний и фасилитационных сессий. Но больше всего нам понравилась часть, про то, как бороться с непродуктивным поведением. Мы все сталкиваемся с тем, что коллеги на совещании могут опаздывать, молчать, перебивают, ведут посторонние разговоры, демонстрируют скуку или скепсис, часто и долго берут слово, постоянно критикуют. Это все примеры непродуктивного поведения. Автор книги делит непродуктивное поведение на сознательное и несознательное. И указывает, что участники часто непродуктивным поведением замещают выражение недовольства происходящим.

Непродуктивное поведение обязательно нужно устранять, мы не можем его игнорировать, поскольку со временем оно будет усугубляться и совершенно парализует работу группы.

При подготовке к сессии следует учесть все моменты, которые могут вызвать непродуктивное поведение и постараться его предотвратить. Если говорить более конкретно, то следует выяснить все моменты, которые могут вызвать тревогу и проблемы у участников сессии. Это можно сделать отвечая на такие вопросы:

  • что тревожит участников, которые не поддерживают проведения встречи;
  • кто из участников считает, что потеряет что-то, если цели будут достигнуты;
  • какие участники встречи не ладят друг с другом;
  • кто из участников будет указывать на проблемы, но не предлагать решения.

Для предотвращения непродуктивного поведения, в зависимости от полученных ответов на свои вопросы, можно использовать следующие стратегии:

  • взаимодействовать с конкретными людьми и сделать так, чтобы все участники открыто высказали свои сомнения. После этого привлечь их к разработке стратегии, которая сможет эти сомнения развеять;
  • распределить места среди участников, если в собрании будут участвовать потенциально конфликтующие стороны;
  • установить правила, которые будут регулировать и предотвращать непродуктивное поведение (например, ограничить время одного выступления);
  • проводить неформальные беседы во время перерыва и обсуждать возникшие проблемы;
  • обращать внимание на конкретные реакции.

Внимательное наблюдение за участниками и отслеживание их реакций позволит выявить непродуктивное поведение на ранних этапах и позволит корректно его обработать. Когда люди не вовлечены, они: практически не участвуют в обсуждении, жалуются, возражают, хмурятся, качают головой, сидят откинувшись, ведут разговоры с соседом. Поэтому следует регулярно искать эти признаки в своей группе и при их обнаружении проявить эмпатию, выяснить причины такого поведения и договориться о решении.

Например, при возникновении ситуации, когда участник не вступает в дискуссию и молчит во время обсуждения, следует выявить причину. Может быть так, что человек по натуре интроверт и редко говорит во время групповых встреч. Либо у человека текущие проблемы и он погружен в свои мысли. А может быть и так, что человек не удовлетворен тем, как проходит встреча. Поэтому для предотвращения такого поведения мы можем установить правило, что высказаться должны все. В случае, когда вы заметили, что один из участников отмалчивается, то лучше не принуждать его высказаться прямым указанием, а устроить, к примеру круговое обсуждение, где слово берут все по-очереди. Ну и конечно, при возможности, имеет смысл переговорить с этим человеком с глазу на глаз, чтобы убедиться, что никаких других проблем нет.

Или, например, другая распространенная проблема, возникающая на совещаниях – участники, которые часто берут слово и долго говорят. Такие участники доминируют в обсуждении и не дают высказаться другим. Причин у такого явления может быть множество. Человек по характеру экстраверт и не понимает, что он отнимает возможность высказаться у других. Либо он знает о своей склонности и ему нужно, чтобы кто-то помог ему взять под контроль время когда он говорит. Или же участник старается сознательно доминировать, ограничивает других в возможности высказаться специально и навязывает свое мнение. Для предотвращения такого поведения рекомендуется установить правило: “Говорит только один”. Также рекомендуется встретиться с таким участником заранее, обсудить проблему и договориться о том, что важная задача – дать высказаться всем и время от времени вы будете давать ему знаки и напоминать, что надо передать слово. Если же такая проблема уже возникла в процессе обсуждения, то следует устроить круговое обсуждение и запустить дискуссию так, чтобы любитель поговорить оказался последним.

В книге разобраны еще десяток примеров непродуктивного поведения, включая:

  • что делать, когда участник критикует все идеи и словесно нападает на остальных;
  • что делать, когда кто-то настроен скептически;
  • что делать, когда кто-то постоянно опаздывает;
  • что делать, когда участники занимаются посторонней работой, вместо общего обсуждения и т.д.

Но общая схема работы с ними следующая: выясняем возможные причины такого поведения, устанавливаем правила для их предотвращения, реагируем в момент возникновения оптимальным образом.

И очень важно, обеспечить положительное подкрепление для тех людей, которые перестали вести себя непродуктивно и начали демонстрировать признаки конструктивного поведения.

Find out what's new!
No spam ever!